Исторический путь наставничества

Наставничество – это установленные отношения в целях обучения, личного или карьерного роста. Формальное наставничество имеет место во многих организациях, таких как предприятия, школы и университеты, для поддержки и содействия личностному росту.

Все виды наставничества предполагают объединение людей для формирования взаимовыгодных отношений, в которых они могут учиться и расти. Организации могут использовать наставничество для широкого круга целей, выбирая различные типы программ для достижения самых разных целей.

История наставничества восходит к греческой мифологии. «Наставник» был другом царя Одиссея, которому было поручено присматривать за сыном последнего Телемахом. Отношения наставника были близкие к родительским. С того времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, часто являющимся образцом для подражания.

Французская книга Франсуа Фенелона «Приключения телемака» 1699 года, подражающая классической «Одиссее» Гомера, сделала эту концепцию популярной в наше время. Франсис Фенелон был наставником внука короля Людовика XIV, и уроки, которые он изложил в книге, были направлены на то, чтобы показать своему ученику, как стать мирным и мудрым монархом.

Изучение успешных личностей на протяжении мировой истории показывает, что у большинства таких людей были наставники, которые заботились об их росте и развитии. У Александра Македонского был Аристотель, у английского короля Артура – Мерлин, у индийского Чандрагупты Муарьи – Чанакья, у Павла Тарсийского, знаменитого христианского епископа первого века, был Тимоти, у поэта Т. С. Элиота – Эзра Паунд, у Мартина Лютера Кинга – доктор Бенджамин Элайджа Мэйс, у Бетховена и Моцарта – Гайдн. Список бесконечен. Одна из форм этой концепции всегда практиковалась в монастырях с незапамятных времен, как показано святым Бедой в его «О корпусе» и других повествованиях, и продолжается по сей день.

Советская модель наставничества часто основывалась на авторитете и иерархических отношениях. Наставник, как правило, был старше и опытнее, и они брали на себя роль учителя или консультанта. В то же время ожидалось, что подопечный будет слушать своего наставника и учиться у него. Так возникло неформальное наставничество.

Неформальное наставничество – это наставничество, которое развивается органично, почти как дружба. Неформальными наставниками могут быть коллеги, члены семьи и друзья; это люди, к которым вы обращаетесь за советом или чтобы бросить вам вызов.

В отличие от этого, формальное наставничество – это организованная программа, которая подбирает людям наставников, которые могут помочь им в достижении цели. Официальные программы наставничества в организациях, естественно, более справедливы и инклюзивны, поскольку они не зависят от старших менеджеров или преподавателей, которые “проявляют интерес” к отдельным лицам и отдают им предпочтение.

Наставничество прошло долгий путь со времен ученичества, когда молодые люди осваивали профессию, работая бок о бок с более опытным профессионалом. Сегодня наставничество принимает множество форм, от официальных деловых программ до личных отношений между коллегами.

Несмотря на все эти изменения, фундаментальная цель наставничества остается прежней: предоставление рекомендаций и поддержки, помогающих человеку полностью раскрыть свой потенциал. Современное наставничество предоставляет различные способы достижения этой цели. Теперь наставники должны предлагать подопечным доступ к ресурсам и сетевым возможностям и знакомить их с людьми, которые помогают им продвигаться по карьерной лестнице.

«Представители нового поколения делают упор на поиске работы, которая приносит удовлетворение и обеспечивает мобильность передвижения. Они хотят иметь возможность заводить новых друзей, приобретать навыки и участвовать в чем-то большем, чем они сами. Это чувство цели ведет их к удовлетворенности своей работой.

Современное поколение ищет наставников, которые разделяют их ценности и дают им подлинное представление о том, что нужно для достижения успеха в выбранной ими области», – отмечает Ледовская Анастасия, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Прочтите также:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *